Какой? Какая? Какое?

Как ребенок осваивает грамматические нормы родного языка? Слушая речь окружающих людей и наблюдая за превращениями слов. Малыш замечает, что окончания слов не постоянны и изменяются в зависимости от ситуации. Каждый день ребенок делает новые открытия, обнаруживает категорию рода, что есть слова, которые можно заменить словом «он», «она» «оно». К слову «он» можно задать вопрос «какой?» К слову «она» — «какая?» К слову «оно» — «какое?». И отвечая на эти вопросы, малыш обнаруживает, как меняются окончания слов. Это происходит естественным образом, если речь взрослых четкая, правильная и развернутая. Но часто взрослые говорят с детьми короткими фразами и не выделяют голосом окончания слов. Ребенку не хватает правильных образцов, чтобы осваивать нормы языка.

А желательно специально обращать внимание малыша на разные формы слов. Например, показывать картинки и говорить:

«Это мяч. Какой это мяч? Это синий, резиновый мяч. Скажи, какой он?»

«Это чашка. Какая это чашка? Это белая чашка. Какая она?»

«Это кресло. Какое это кресло? Это мягкое кожаное кресло. Скажи, какое оно?»

Полезно просить ребенка послушать и повторить фразу целиком, соблюдая порядок слов и произнося правильно все окончания:

Утром в окно светит яркое солнце. Ночью светят яркие звезды. У машины горят яркие фары. Комнату освещает яркая лампа. Улицу освещает яркий фонарь.

Мама сварила вкусный суп. Денис ел вкусное мороженое. Дети пробовали вкусные ягоды. Малина — очень вкусная ягода.

После того, как вы дали разные образцы и ребенок правильно их повторяет, он может уже самостоятельно отвечать на вопросы: какая это груша? Какой это хлеб? какое это яблоко? Какие это конфеты?

Покажите детям картинку, приведенную ниже, и проговорите четко зелёнАЯ лягушка, зелёнОЕ яблоко, зелёнАЯ трава, зелёнЫЙ самосвал, зелёнЫЙ светофор, зелёнАЯ ёлка, зелёнЫЕ тапочки, зелёнОЕ перо, зелёнАЯ улитка, зелёнЫЙ ЛИСТ, зелёнЫЙ жук, зелёнЫЕ очки. А затем вперемешку (не по порядку) показывайте картинки, а ребенок сам отвечает на вопросы  «что это? какой? какая? какое? какие»?

А  на прогулке играть в игру «Замечалки», кто заметит интересное вокруг? Выбираете один признак, например, после дождя все мокрое, и называете по очереди, что видите: мокрЫЙ асфальт, мокрЫЕ деревья, мокрАЯ машина, мокрОЕ бревно. Это и весело и полезно. Затем замечаете все синее, мягкое, или твердое…

А позже замечаете и называете все разное, кто, что заметил. ПушистАЯ собака, синЕЕ небо, разноцветнЫЙ мяч, быстрЫЙ самокат, весёлЫЕ дети…

 

Если ребенок уже пишет (1-2 класс), то желательно закрепить согласование существительных с прилагательными в письме. Для этого можно применять разные задания, например:

🌞 Подписать окончания в словосочетаниях.
Речь какая? русск___ , слово какое? русск___ , люди какие? русск___ , народ какой? русск___ .

🌞 Вставить пропущенные окончания в тексте:
Синица небольш___ птичка. У неё чёрн___ головка и бел___ щёчки. Грудка жёлтеньк___ , а спинка зеленоват___ . Голосок у неё тоненьк___ .

🌞 Сделать подписи к картинкам. Детям нравится подписывать банки с вареньем и пакеты с соком (см. фото). Получаются такие словосочетания:

Варенье какое? яблочнОЕ, вишнёвое, клубничное, земляничное, малиновое, сливовое (не сливочное).

абрикосовое, банановое, смородиновое, клюквенное, брусничное, апельсиновое.

Сок какой? грушевЫЙ, лимонный (не лимоновый), виноградный, гранатовый, морковный, томатный.

🌞 Сравнить по цвету фрукты, овощи, цветы (парами, где существительные разного рода)

вишня бордовая, а лимон желтый; огурец зеленый, а тыква оранжевая; виноград зеленый, а яблоко красное; роза розовая, а тюльпан красный; маргаритки фиолетовые, а колокольчик голубой; ландыши белые, а мак красный…

Развивается и фантазия, и навыки образования прилагательных и их согласования с существительными.

А главное теплое взаимодействие детей и взрослых, потому что только в атмосфере принятия и одобрения ребенок учится с удовольствием.

 

Оставить ответ