Зачем развивать мелкую моторику пальцев рук у ребенка?

размещено в: О детях | 0

Часто родители задают такой вопрос: Как еще можно развивать речь ребенка и его общие умственные способности? Говорят, этому способствует развитие мелкой моторики пальцев рук. Как это работает? И как это лучше делать?

Отвечаю:

Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще немецкий философ И. Кант утверждал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. Поэтому развитие чувствительности и движений пальчиков рук, то есть мелкой моторики, помогает развивать мозг и вообще является мощным тонизирующим фактором. Развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и быстрому развитию речи, так как развивает сразу несколько отделов головного мозга, и это положительно сказывается на общем умственном развитии малыша. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык.

Мелкая моторика включает в себя разнообразные движения, начиная с простых жестов (например, захват предметов) до мельчайших движений, на основе которых формируется почерк ребенка. Желательно развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, включая первые дни жизни, и делать это на протяжении всей жизни.

Детям с плохо развитой мелкой моторикой рук труднее дается письмо в школе. Часто у них просто не получается вывести палочки и крючки необходимой формы, потому что их пальчики и кисть не слушаются, им не хватает ловкости. Однако эта проблема разрешима. Ничто не мешает начать активно развивать моторику рук у своего ребенка, даже если он начал ходить в школу.

Писать ребенку станет проще, и обучение в школе не покажется чем-то сложным и неинтересным. Станут лучше — внимание, речь, координация, воображение, мышление, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

Для того чтобы определить, насколько хорошо развита мелкая моторика у вашего малыша (рекомендуемый возраст 3 года), можно поиграть с ним, например, в пирамидку (надеть на стержень кольца),  собрать матрешки или другие мелкие предметы, застегнуть пуговицы на одежде, завязать-развязать узелки на шнурках или ленточках. Если малыш в хорошем темпе и успешно справился, не напрягая пальцы и кисть, это очень хороший результат. Если же у ребенка не получается, он начинает раздражаться, пальцы его не слушаются – стоит уделить время развитию мелкой моторики – в игре, радостно и с любовью.

Малыш может играть в игрушки со шнуровкой, сквозными отверстиями, палочками, мелкими деталями (только в присутствии взрослого). Чем больше будет сборных деталей у игрушки, тем лучше. У малыша обязательно должен быть конструктор. И чем старше возраст, тем мельче детали конструктора. А как здорово помогать маме на кухне: перебирать крупу, собирать рассыпавшиеся макаронины или фасоль, рисовать пальчиками на тонком слое муки, лепить из теста фигурки или делать смешные бутерброды. А потом делать бусы из рябины, раскрашивать бумажных ангелов и фей, делать шуршалки для кота.

Очень полезно развивать не только подвижность, но и чувствительность пальчиков рук, то есть тактильные ощущения. И самый приятный способ – поглаживание любимого домашнего животного и разговор с ним. Кошка для этого подходит лучше всего, так как у нее самая тонкая и нежная шерсть. К тому же на ладонях и пальчиках человека расположена проекция точек всех жизненно важных органов, а поглаживание – это еще и легкий массаж. Через ладони энергетика кошки побуждает органы человека работать в правильном ритме. При трении волосков животного друг о друга возникает мощное электрическое поле, оздоравливающее организм человека и даже уничтожающее микробы. Поэтому такой приятный массаж положительно действует на весь организм в целом, и на мозг, тонизируя его, и на речь ребенка. А на речь действует как изнутри, активируя определенные участки мозга, так и побуждая ребенка разговаривать со своим питомцем. Конечно, нужно следить, чтобы кошке такое общение тоже нравилось, чтобы оно было обоюдно приятным, иначе эффекта не будет.

Также есть другие способы развивать чувствительность пальцев рук, например:

  • Поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли, макарон;OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  • Выложить из гороха, фасоли, риса, семечек узор или картину по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
  • Выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
  • Лепить из пластилина и глины;
  • С закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой (гладкий, шершавый, мягкий, ребристый, колючий…) и найти в комнате предмет из этого материала;
  • Положить в мешочек знакомые ребенку предметы и попросить с закрытыми глазами узнать предмет на ощупь;
  • Закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой рукой;
  • С закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на ладони ребенка кем-то из взрослых.

 

Интересные способы развития мелкой моторики пальцев рук можно посмотреть и скачать здесь: игры и упражнения.

А на следующем видео показано очень хорошее упражнение для пальчиков рук, которое мощно активирует сразу оба полушария мозга, так как движение пальцев происходит одновременно.

Положите ладони на стол и одновременно поднимайте сначала только мизинцы (подняли, подержали 2 секунды, опустили), затем только безымянные пальцы, потом средние, указательные и большие. И в обратную сторону. Вторая часть: стучите по столу одновременно двумя мизинцами, двумя безымянными …. (по два или три удара). Это упражнение желательно делать перед любой творческой и умственной деятельностью, когда надо «включить» свой мозг, проснуться и продуктивно поработать. Это актуально, как для детей, так и для взрослых: проверено – работает!!! Посмотрите, как выглядит это упражнение:

 

И дальше важно развивать графо-моторные навыки, улучшая почерк. Очень хорошее упражнение, которое не только тренирует подвижность и координацию руки, но и гармонизирует психику, снимает стресс — это упражнение «Рисуем круги».

Вы берете лист бумаги А4 и 3-4 минуты рисуете круги без остановки. Рисуйте круги разных размеров — от маленьких до огромных, можно делать композиции из кругов. Подойдут восковые мелки или фломастеры. Рисовать круг важно против часовой стрелки. Задача – заполнить весь лист кругами, размять свою руку и расслабить сознание. Кисть руки активно работает и мозг прекрасно активизируется, включаются дополнительные ресурсы, которые до этого были в спящем состоянии. Вдруг приходят решения каких-то сложных вопросов, и приходят сами, вы даже об этом не думаете. Иногда достаточно рисовать круги, чтобы прийти в себя. И это прекрасный способ разбудить в себе креативность. Это просто чудо-упражнение. Если захочется, можно рисовать круги двумя руками одновременно. И так как это упражнение активирует мозг, лучше не делать его перед сном, а лучше перед творческой деятельностью.

рисуем круги

А ребенок может сначала потренироваться обводить круги, сначала крупные и потом все меньше и меньше, и затем начать рисовать их самостоятельно. Это только для тренировки, а самое важное рисовать круги самому, чтобы это был творческий процесс, а не механическая обводка.

Образцы для тренировки (обводить и рисовать нужно в направлении, указанном стрелкой, то есть против часовой стрелки):

круги большие 1

круги большие   круги средние

 

круги средние 1       круги нарисуй Круги маленькие

* Рисунки взяты из пособия О.Б.Иншаковой «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет»

 

Желаю успеха и волшебного проявления индивидуальности Вашего ребенка. Если будут вопросы, пишите их в комментариях.

 

Оставить ответ