Как мы воспринимаем мир

размещено в: О детях | 2

Мы живем в реальном мире и взаимодействуем с этим миром не прямо, а через фильтр нашего восприятия. И именно наше восприятие определяет наше поведение. Мы получаем информацию об окружающем мире через разные каналы: зрение (визуальный канал), слух (аудиальный канал), телесные ощущения (кинестетический канал), чувствуем запахи, вкус, имеем внутреннее чувствование (канал сердца, интуиция). Мы можем воспринимать и тонкие миры через ясновидение, яснослышание (внутренний голос), ясночувствование и яснознание.

По всем этим каналам постоянно непрерывным потоком поступает информация, которую мы осознаем или не осознаем и строим на ее основе наш опыт. Еще у нас есть языковая система, то есть с помощью слов и предложений мы описываем свои переживания. И эта система весьма ограничена, то есть мы не всегда можем подобрать адекватные слова к своим переживаниям.

И мы склонны использовать один или два канала восприятия чаще, чем другие, формируются привычки воспринимать мир определенным образом. И у всех людей картина мира своя, то есть участвуя в одной и той же жизненной ситуации,  каждый человек получает свой индивидуальный опыт, весьма отличный от опыта другого человека. И он описывает его словами, по которым можно определить ведущий канал. Например:

«Давайте обрисуем общую картину, чтобы увидеть все в перспективе» (визуальный канал).

«Это звучит глупо, попробуйте изложить все более внятно» (аудиальный канал).

«Я чувствую, что вы на меня давите, я напрягаюсь» (кинестетический канал).

«Я ощущаю внутри себя глубокий отклик, как будто вспоминаю что-то родное, и  волна радости изливается прямо из глубины меня» (канал сердца).

И если люди воспринимают мир по-разному, то и говорить они будут на разных языках, то есть им будет сложно понять друг друга. Часто кинестетики обвиняют визуальных и аудиальных партнеров в бесчувственности. А визуалы упрекают аудиалов в том, что они не обращают на них внимания. Аудиалы жалуются, что кинестетики их не слушают. И делается ошибочный вывод, что другой человек ведет себя намеренно недоброжелательно, не хочет понять, не любит и т.п. Много ссор возникает из-за такого непонимания, люди не могут построить полноценное общение с хорошей обратной связью. Например, жена-визуал наряжается, делает разные прически, затрачивает уйму времени на украшение себя, а муж-кинестетик просто хватает ее в охапку и вообще закрывает глаза. Он ей кажется грубым, а он совсем не грубый, а наоборот очень чувствительный. Ему хочется очень близкого телесного контакта, а ей необходимо восхищение и любование ею с некоторого расстояния. У каждого прекрасные побуждения, но в результате конфликт: «он меня не видит, значит недостаточно любит»; «она меня не чувствует и слишком эгоистична». Выводы каждого ошибочны, и получается страдание, когда серьезной проблемы нет.

Выход всегда есть – повнимательнее присмотреться, прислушаться к своему партнеру или почувствовать его. Понять, как он воспринимает мир, понять себя, принять картину мира другого человека и попробовать расширить свое мировосприятие. И конечно развивать канал сердца – глубокое чувствование другого, видение его настоящим без маски, слышание его Души. Развивать этот канал нужно с ощущения самого себя, и мы поговорим об этом в других статьях.

А сейчас, возвращаясь к восприятию мира с помощью физических чувств, хочу сказать, что с самого детства важно понять, какой канал ребенок использует чаще и развивать другие каналы. А сильные стороны применять в общении и обучении. Например, если мама, уходя на работу издалека кричит ребенку-кинестетику, играющему в компьютерную игру, «помой посуду и купи хлеба» — результатом может быть, что он ее вообще не услышал. И это не значит, что он лентяй и невоспитанный, просто подход был неправильным. А если бы она подошла и мягко коснулась его плеча и сказала: «я была бы рада сегодня вечером поесть с тобой бутерброды, купи пожалуйста хлеб, да и посуда грязная», ребенок бы точно ее услышал. Студенту с преобладанием слуховой системы удобнее было бы записывать лекции на диктофон и потом их прослушивать, чем многократно перечитывать тетрадные листы  с непонятным почерком. А его друг-визуал, наоборот, применял бы различные цветные маркеры, выделяя важную информацию в тетради. И учеба давалась бы проще, и было бы больше свободного времени на отдых, общение и творчество.

Изучайте себя, осознавайте свои способы восприятия окружающего и внутреннего мира, говорите на эту тему с детьми, помогайте им изучать самих себя. Далее привожу в некотором сокращении урок «Как я воспринимаю мир», который я проводила с третьеклассниками.

Урок «Как я воспринимаю мир»

© Анна Колесникова, арт-педагог, к.п.н.

 

2 Responses

  1. Мария

    спасибо за статью, думаю , что в каждом человеке есть все эти каналы восприятия, просто один более выражен. У нас с мужем видимо происходит непонимание из=за того что я аудиал и мне часто не нравится, что когда я говорю что-то мужу иногда он вообще молчит, никак не реагирует, зато для него очень важно как выглядит окружающий мир- будь то внешний вид человека , инструменты для ремонта или одежда.

  2. Татьяна

    Как интересно! Я для себя открыла новую грань понимания себя и других людей. Анна, спасибо большое за статью, очень глубокая информация!
    Я сразу вспомнила, что часто закрываю глаза, когда что-то делаю физически, особенно если что-то сложное. И тогда мне легче почувствовать и сделать это.
    Также вспомнила, что и на слух плохо воспринимаю информацию. Опять больше чувствую. Мама всегда говорила, что меня не обмануть)). Часто это мешает, когда общаешься и чувствуешь, что слова не отражают действительность.
    Сразу столько воспоминаний и осознаний)).
    Самые сильные воспоминания — когда откликалось мое сердце. И жизнь менялась, много чудес тогда. Если я шла против своего импульса, следуя за умом, то все тоже менялось, но в другую сторону.
    Спасибо!!!))

Оставить ответ