Чем помогает логопед школьнику?

размещено в: О детях | 0

   Широко распространено мнение о том, что логопеды только исправляют неправильное произношение, то есть «ставят» детям звуки речи. Но это довольно упрощенный взгляд на профессию логопеда. Цель логопедической работы – развитие речевой деятельности в целом, а не узкая коррекция отдельных «недостатков». Основные направления логопедической работы в школе – это коррекция или предупреждение трудностей чтения и письма.  Чтобы школьник без проблем осваивал письмо и чтение,  у него должны быть сформированы все необходимые предпосылки, без которых трудно правильно читать и писать. В задачи школьного логопеда входит развитие этих важных психических процессов. В первую очередь это формирование всех компонентов речевой системы и соответствующих умений:

  1. Звукопроизношение. Если ребенок в устной речи заменяет или смешивает звуки сходные по звучанию или положению языка (б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ж-ш, ш-с, ж-з, ч-щ, р-л), то он будет смешивать на письме буквы, обозначающие эти звуки (как говорит, так и напишет).

 

  1. Слоговая структура слова. Если при произнесении слова ребенок пропускает, переставляет местами, добавляет новые или повторяет слоги,  то же самое будет происходить и при письме и при чтении.

 

  1. Фонематическое восприятие — различение близких по звучанию звуков речи (парные звонкие и глухие согласные, шипящие и свистящие, твердые и мягкие согласные и некоторые гласные) и установление звуковой структуры слова. Ребенок услышал совсем не то, что говорилось: «Каждый кот пролетал очень быстро» (имелся ввиду год). Или такие ошибки: крюква (клюква), ключок (крючок).

А один ученик поделился со мной такой историей: Однажды мы с мамой возвращались домой, и я оставил ключи в двери снаружи. «Ты кому ключи оставил, ворам?» — сказала мама. А мне послышалось: «Ты кому ключи оставил, баран». Я так обиделся.

  1. Фонематический анализ – установление количества и порядка звуков в слове. Для грамотного письма и правильного чтения необходима высокая степень его автоматизации и устойчивости.

 

  1. Фонематический синтез – умение из звуков, слогов составить слово. Это особенно важно для формирования навыка чтения.

 

  1. Словарь. Это уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение их словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и за счет развития у детей умения создавать новые слова (пришёл, зашёл, перешёл), подбирать синонимы, антонимы. Например, дети в 1-2 классе так объясняли слова: «мох – это мех на куртке»; «роса –высокая трава» (осока); «самосвал – туда выбрасывают ненужные вещи» (свалка); «пахарь – птица» (глухарь); «торшер – ваза»; «стручок – у скрипки» (смычок); «нахохлился – нахохотался»; «загримировали актеров – заморочили им голову».

 

  1. Грамматический строй речи. Словоизменение (категория рода, множественное число, падежи, предлоги), и построение словосочетаний и предложений, понимание связей слов в предложении.

 

  1. Связная речь. Это развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и структуры, установление логики (связности, последовательности) изложения, четкое формулирование мысли, отбор языковых средств, целостность и самостоятельность высказывания.

 

Параллельно логопед развивает у детей психологические предпосылки к обучению. То есть:

  1. Мышление. Помогает ребенку сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, находить нужный материал.
  2. Память. Развивает способность к запоминанию на основе кратковременной памяти с опорой на графические схемы, ассоциации. Главное не загружать ребенка лишней и ненужной информацией и следить, чтобы нервная система не переутомлялась. Часто бывает, что дело совсем не в плохой памяти, а в том, что ребенку неинтересно, он перегружен или имеет много страхов. Важно разобраться с истинными причинами неуспеваемости.
  3. Внимание. Развивает такие его параметры:
  • объем (количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью).
  • устойчивость Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение длительного времени. Устойчивость внимания колеблется в течение дня. Не нее влияет усложнение объекта, активность личности, эмоциональное состояние, особенно страхи и волнения, отношение к деятельности и ее темп.
  • Концентрация — степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Это одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью.
  • распределение — способность удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, то есть это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Легче совмещать двигательную и умственную деятельность, сложнее разные виды умственной. Для успешного выполнения одновременно двух или более видов деятельности, один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма. В процессе учебы ребенок одновременно слушает учителя, достает что-то, открывает, запоминает, записывает и т.д.
  • переключение – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с постановкой новой задачи. В целом это способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Для этого нужно волевое усилие. Успешность переключения зависит от: завершенности предыдущей деятельности; от интереса; типа нервной системы; опыта; четкости цели. Есть такое понятие, как отвлечение (это тоже переключение, только непроизвольное).

Многие ошибки в письме возникают из-за плохой концентрации внимания и сложности его распределения между разными видами деятельности. Концентрацию внимания затрудняют современные увлечения детей компьютерными играми с быстро перемещающимися объектами. Ребенок привыкает стремительно перескакивать с объекта на объект, и  у него не формируется способность останавливать свое сознание на чем-то неподвижном и спокойно созерцать увиденное. В результате, когда в школе требуется сконцентрироваться на чем-то, ученик становится беспокойным и совершает большое количество ошибок. Или просто неинтересно… по разным многочисленным причинам. А может быть, школьник переживает о чем-то, и его переполняют разные эмоции, тут уже не до внимательности. Важно все это понимать и помогать ученику всей своей Душой.

  1. Восприятие. Для письма и чтения важны зрительное, слуховое восприятие и восприятие пространственных характеристик объектов. Бывает школьники не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета и путают похожие буквы и цифры.
  2. Представления о времени и пространстве. Это восприятие: собственного тела и его положения в пространстве; расстояний между частями объекта, между объектами в пространстве и соотношения их размеров; верхне-нижнего, право-левого расположения объекта и его деталей в пространстве; целостного образа объекта; длительности событий и интервалов между ними, их скорости, темпа, ритма; прошлого-настоящего-будущего; знание названий и последовательности временных единиц.

В моей практике были дети, способные заглянуть в будущее, время для них не было строго линейно. И пространство для них не было плотным, стабильным и не имело четких направлений. Они могли читать текст в любую сторону, и буквы перед ними рассыпались, как в калейдоскопе, а затем снова собирались  в новую немыслимую комбинацию. И писать они начинали в любой части строчки, понятия «начало», «середина», «конец» для них не существовали. Буквы в словах менялись местами самым непредсказуемым образом. И сейчас это очень актуальная тема, так как меняется сама природа времени и пространства и соответственно их восприятие. Для многих все, что связано с линейной последовательностью (а это суть письма и чтения) может стать проблемой. И тогда важно донести до ребенка, что  с ним все в порядке и помочь адаптироваться.

  1. Зрительно-моторная координация, куда входит зрительное внимание, мелкая моторика пальцев рук и направление зрительного слежения и движения руки.
  2. Контроль за выполняемой деятельностью. Это умение планировать свою деятельность, контролировать ее в процессе выполнения и проверять себя после выполнения задания. Практика показывает, что детям сложно осуществлять такой контроль, и их необходимо постепенно приучать к этому, побуждая проверять самим свою работу.

Вышеперечисленные психические функции часто дают сбой по психологическим причинам, и налицо неуспеваемость ребенка в школе. Тогда ученику необходим чуткий понимающий психолог, который определит помехи и потребности развивающейся Души.

 

 

Оставить ответ