Арт-педагогика – почувствуй самого себя.

размещено в: О детях | 0

Школа для ребенка – это  место, где он проводит большую часть своего времени, и школьный возраст – самый активный для развития. Как проводит это время Ваш ребенок? Он получает максимальное раскрытие своих возможностей? Или каждый день окунается в ограничения и негатив? С каким настроением он просыпается утром, чтобы пойти в школу? Он бежит туда на всех парах или придумывает болезнь, чтобы только остаться дома и не чувствовать себя «не таким», «неуспешным» и «неспособным»?

Я больше 15 лет проработала в школе, и поначалу в должности учителя-логопеда я применяла стандартный логопедический подход. В чем он заключается? В том, что специалист смотрит на ребенка через призму какого-то нарушения (или еще хуже «дефекта»). Факультет, который я заканчивала назывался дефектологический – там готовили логопедов и дефектологов. Представляете какой абсурд – готовить дефектологов? То есть специалистов по дефектам. У кого? У детей!!! Уже одно название говорит само за себя. Весь фокус внимания направлялся на обнаружение недостатков. И это психология, когда мы видим «стакан наполовину пустым».

Любой ребенок, чувствуя, что Вы будете искать у него недостатки, будет сопротивляться, закрываться, давать результат, хуже, чем есть. Я все это постоянно видела, делала много ошибок, и в какой-то момент поняла – нужен совсем другой подход. Мне не хотелось называть себя логопедом или психологом. Некоторые дети говорили: «психолог работает с психами, я туда не пойду». Насколько исказился смысл слова психология, а ведь это наука о Душе. Только Душой она занималась мало, в основном личностью человека, его характером, который формируется из разных способов защитить себя от вторжения мира. А где тогда бессмертная Душа с ее огромной мудростью и потенциалом? Я задавала себе вопросы: где Душа ребенка? Как помочь ему соединиться с ней? Как помочь ему раскрыть и реализовать его уникальные особенности?

И я поняла, что путь к Душе лежит через наше сердце и творчество. Сам творческий процесс – есть наша жизненная энергия, наша сущность и жизненность. В творческом процессе Душа выходит на первый план и начинает творить. И я стала развивать это направление в рамках педагогических задач.

И сейчас это направление называется  арт-педагогика. Это самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития ребенка средствами искусства. Арт-педагогика имеет с общей педагогикой общую цель – помочь ребенку научиться ПОНИМАТЬ СЕБЯ и ЖИТЬ В ЛАДУ С САМИМ СОБОЙ И ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. А также научиться познавать окружающий мир, научиться общаться с людьми, что в будущем поможет реализоваться в жизни. Методы и приемы арт-педагогики развивают и усиливают внимание К ЧУВСТВАМ, предоставляют возможности для самовыражения и самопознания, помогают ребенку приобрести коммуникативные навыки и опыт творчества.

Общая педагогика направлена в основном на развитие умственных способностей, а арт-педагогика развивает чувствование себя, чему прекрасно способствует творчество. На своих занятиях я старалась осуществлять комплексный подход – развивать высшие психические функции детей и учить их чувствованию себя и другого. Для этого я применяла совместную изобразительную деятельность, образно-символическое рисование, игры с изобразительным материалом, направленное воображение, движение, кукольный театр, музыку, творческое письмо, упражнения с ассоциативными картами. Не сразу, но постепенно я научилась создавать безопасное пространство с доверительным климатом, где дети чувствовали себя свободными, чтобы изучать свой внутренний мир и делиться его проявлениями.

Вот, что говорят о наших занятиях сами дети:

Для более глубокого исследования себя я применяла элементы арт-терапии и совместное рисование. Я начинала дышать дыханием Единства, максимально присутствуя в моменте сейчас, и мы с ребенком все занятие рисовали молча, находясь в состоянии чистого Бытия и принятия. Эффект потрясающий, многие сложности выравнивались сами собой, без целенаправленного воздействия на них. Это самое целебное, когда тебя принимают абсолютно, не нужно больше манипулировать взрослыми, требовать к себе внимания или прятаться за маской. А можно просто быть самим собой.  А быть собой – это самое великое счастье и желание нашей Души.

И я нашла себя в этом, это мое направление профессиональной деятельности.

© Анна Колесникова, арт-педагог, кандидат педагогических наук.

Оставить ответ